Главная Форум Сервис и запчасти Статьи О клубе

Вернуться   Форум MySsangYong > SsangYong Club > Наши автопутешествия

Наши автопутешествия раздел о путешествиях на автомобилях, отчеты и планы, фото и видео

Закрытая тема
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.10.2011, 19:08   #1
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
Стрелка МОНГОЛ ТРОФИ 2012 "ПУТЬ ДРАКОНА". Планы. Обсуждения.



Треки маяков можно наблюдать на сайте:
http://starline-online.ru

Логин:
mongol-expedition@mail.ru
Пароль:
sy2012

Наши спонсоры :










Компания Старлайн оказывает информационную и мониторинговую поддержку экспедиции
МОНГОЛ ТРОФИ 2012 "ПУТЬ ДРАКОНА". Участникам пробега предоставили 5
охранно-поисковых МАЯКов StarLine M11. Оборудование обеспечит
безопасность участников на всём пути следования.
Устройства StarLine M11, М15 и М17 будут осуществлять круглосуточный
мониторинг всех участников экспедиции. В любой момент можно будет
оперативно определить местоположение каждого автомобиля, оборудованного
МАЯКом StarLine, где бы она не находилась и принять меры в случае
внештатной ситуации. На сервере профессионального мониторинга
www.starline-online.ru также можно увидеть информацию о средней скорости
движения, температуре окружающей среды, суточном пробеге и другие
статистические данные, которые могут быть интересны.




Старт с Омска Вторник 24.07.2012.
12 дней в Монголии
Монгольский Алтай, Котловина Больших озер, пуст. Гоби, 1600км (с радиалками)
оз.Ачит, плато Олон-Нур, оз.Увс, оз. Баян, оз. Харгяс, оз. Айраг, оз.Далай, оз.Хар-Ус, оз.Хар, оз.Толбо, оз.Хоргон, оз.Хотон, оз. Даян, оз.Цаган
Финиш в Омске 08.08.2012..


Предварительный список участников

1.
2. Раис(3122010) + 1 (Пермь)SsangYong Kyron 2,0Xdi тел 8 909 72 72 203
3.
4. Igor_113 +2(Пермь) SsangYong Kyron 2,0Xdi т.+79028389970
5. Nikolaich +1 ( Москва ) SsangYong Rexton II 2,7 XVTт.+79035908001
6. Николаич +1( Новосибирск ) Nissan Patrol тел +7 913-987-4046
7. Buz + Blok( Москва, Санкт-Петербург) SsangYong Rexton II 2,7 XVT+79857731025, т. +79633292745
8. AZAZELL04+Сергей ( Санкт Петербург, Новосибирск ) SsangYong Kyron 2,0Xdi т.+79117374111
9. Эридан +1 ( Омск )+ VladimirМ (Украина) SsangYong ACTYON SPORT 2,0Xdi т.+79088096799 т.+380 67 6503442
10.ISerg + 1( Пермь )Mitsubishi Pajero Sport, 2.5 DI-D,т.+79024785062
11.gabadei + 2 ( Санкт Петербург ) SsangYong Kyron 2,0Xdiт.+79119010476


Маршрут
Омск - Алтай - Ташанта п.п. 1600км
Монголия 12дн (озера, нац. парки, рыбалка) 1600км
Ташанта п.п- Алтай - Омск 1600км

23.07. Прибытие в Омск *участников экспедиции к 18-00(время Омское).
1. День 24.07 1050км
Омск -Барнаул- Горноалтайск
2. День 25.07. 510км
Горноалтайск - Кош-Агач
3.День 26.07 50км+130км.
Кош-Агач - Ташанта п.п
Граница, Монголия,
Цааган-нуур – Бэхмэрен – оз. Ачит-нуур Рыбалка, ночевка.
4.День. 27.07 50км
оз. Ачит-нуур(1435м) – пер. Улан-Сайн-Даба(2602м) – Плато Олон-нуур. База. Радиалки по долине. Рыбалка(?запрещена)Ночевка.
5.День. 28.07
Плато Олон-нуур. База. Радиалки по долине. Рыбалка(?запрещена)Ночевка.
6.День. 29.07.
Плато Олон-нуур. База. Радиалки по долине. Рыбалка(?запрещена)Ночевка.
7.День. 30.07 80 км
Плато Олон-нуур – проход по плато – пер. Хархирагийн даба(2974м) – спуск по ущелью Хархира-Гол к п. Тарялан(1400м) - г. УЛААНГОМ. (Отель, баня, ужин в кафе)
8.День. 31.07. 240км
г. УЛААНГОМ(рынок, продукты, заправка и т.п) – оз.Увс – метеоритный кратер - оз. Баян-нур - п.Зуунговь (заправка)–р. Бурун-Турун (Кедровый лес, радиола розовая) Ночевка, Рыбалка.
9.День. 01.08. 240км
р. Бурун-Турун ( п.Эндерхангай(заправка)) - оз. Харгяс(ищем следы монгольской Несси) – оз. Айраг. Ночевка, Рыбалка.
10.день. 02.08. 100км + 60км(радиалка оз.Хар)
оз. Айраг- - п.Завхан (заправка) – протока оз.Далай и оз. Хар-Ус. Ночевка, Рыбалка.
11.день. 03.08. 250км
оз. Хар-Ус – п.Буянт – Вал Чингисхана(80км) – г.Ховд(заправка, продукты, рынок) – оз. Толбо. Ночевка, Рыбалка.
12.День. 04.08. 150км
оз. Толбо - г. Улгий – п.Цэнгэл – оз. Хурган Отдых, рыбалка, радиалки.
13.День. 05.08. (резерв)
оз. Хурган - оз.Хотон – оз. Даян Отдых, рыбалка, радиалки.
14.День. 06.08. 190км
оз. Даян – г. Улгий - оз Цаган-Нур Ночевка, Рыбалка
15.День 07.08 40км
оз Цаган-Нур - граница
Монголия - Алтай, (Горноалтайск)
+500км по Алтаю
16.День 08.08.1050км
*Алтай (Горноалтайск) - Омск


Маршрут (основной)
http://narod.ru/disk/44849094001.faf...D0%BC.kml.html


__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Nikolaich; 13.07.2012 в 06:49.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:09   #2
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию

Групповое снаряжение

Спутниковый телефон(ISerg)
бензопила (AZAZELL04)(ISerg)
бензогенератор(Эридан)(AZAZELL 04)
Лебедка (gabadei)
4 сандтрака с 4-мя болтами и гайками для соеденения(AZAZELL04)(gabadei)
Штаб-палатка(шатер)(Николаич)
аптечка групповая медицинская(Nikolaich)
• Сварочный аппарат2-2.5кВт, электроды(2-3мм)(Эридан?)
лодка, весла,(Buz)
хайджек (AZAZELL04)(gabadei)
Тент-укрытие от дождя(ISerg)
ноутбук, запасные диски, болванки и кейсы для хранения (Эридан)
Дрель-шуруповерт (аккм)(Эридан)
Скороварка (AZAZELL04)
газовая горелка, баллон 5л (Эридан)
Зарядное устройство 220/12 (gabadei)
палатка для зимней рыбалки или туалет-душ.(Buz)

Индивидуальное снаряжение для экипажа

• Автомобиль, желательно «свой», исправный с пройденным ТО.(доверенность нотариальная)
страховка, документы (обязательно)
Резина А/Т или М/Т, полноразмерное запасное колесо (обязательно)
радиосвязь СВ обязательно для каждой машины, носимые радиостанции LРD,
Навигатор с картой Монголии(обязательно)
палатка(обязательно)
кресла и походный стол (обязательно)
огнетушитель (обязательно)
аптечка индивидуальная автомобильная (обязательно)
фонари ручные и комбинированные(обязательно)
домкрат(обязательно)
канистры для топлива (40 л) (обязательно)
канистра для воды ( 20 л) (обязательно)
трос буксировочный, синтетика толщиной 18-20 мм длиной 10-15 м, либо динамическая стропа 9-12 метров.(обязательно)
компрессор или на крайний случай хороший насос. (обязательно) с "дефлятором",
газовые печки соответствующим запасом баллончиков(обязательно)
Провода для "прикуривания
инструмент для полевого ремонта (обязательно)
- ремкомплект для бескамерных шин.
- декстрон, тормозная жидкость, тосол или антифриз , запас масла минимальный (доливка)
- холодная сварка
- перчатки или рукавицы (верхонки) 2-3 пары
• Видеорегистратор
• Инвентор 12/220
• Раскладной мангал, шампура
• Автохолодильник
• котел, чайник
• зап.части: определяются необходимостью ремонта своими силами или на СТО дилера (фильтра, расходники, лампы в т.ч.)
• лопата
• топор
• бинокль
• удочки или спиннинг для рыбалки
• фото-видеоаппаратура, штатив, дополнительная память
• Присадки и очистители для топлива
• Набор инструмента(ключи, пасы, отвертки, головки и т.п.)
• мешки для мусора, лента-скотч

Индивидуальное снаряжение каждого участника

Загранпаспорт с монгольской визой(обязательно)
Полис ОМС
• спальники, пенка или надувной матрас (самонадувающийся коврик)
• индивидуальный комплект для приема пищи (ложка, тарелка, кружка, ножи, вилка)
• рюкзак, сумка
теплая одежда, сменная обувь, полотенца, туалетная бумага, мыло, влажные салфетки, спички, зажигалка, перчатки
• аптечка индивидуальная
• крем от загара
• крем от комаров и мошки (репеллент)
• спецодежда для похода
• герметичные чехлы: документы, вещи, еда, одежда, техника
• страховка, документы
• сотовые (симки надо купить на месте)
• элементы питания: батарейки, аккумуляторы сотовых и фотокамер
• блокнот, ручка
• фонарики ручные и комбинированные
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Эридан; 09.07.2012 в 20:54.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:10   #3
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию ОТЧЕТЫ БЫВАЛЫХ В МОНГОЛИИ

Тяга к путешествиям – это приятная обязанность, наложенная на нас жизнью. Осталось только выбрать страну для «глубокого погружения». Территорию, которую азиаты называют «пуп Земли».


Путешествие в Монголию - это мечта любого человека, интересующегося Центральной Азией и кочевыми культурами. Путешествуя по Монголии, вы будете приятно удивлены пустынными и горными ландшафтами необычайной красоты. Дикая природа сохранила здесь свой первозданный вид во многом благодаря укладу жизни местного населения, который практически не изменился со времен Чингисхана. Монгольский Алтай. Одно из мест на планете, где медленно ползет время. В горных песчаных долинах, темных каменных ущельях, у подножий ледников и на берегах озер Большой котловины под ярким солнцем живут в своем особом ритме дикие звери и племена кочевников.
Монголия - страна для отдохновения и медитации. В мире сохранилось мало стран, природа которых целиком и полностью сохраняет свое естественное состояние - свободно пасутся большие табуны диких животных, бескрайняя, как море, цветущая степь с ароматом душистых степных трав, удивительно красивые и фантастически разнообразные природные ландшафты, мистически яркое звездное небо и идеальная возможность для разнообразных путешествий. Шум современной цивилизации не нарушает абсолютной тишины многих диких мест Монголии. Здесь свежий воздух и чистая вода родников, колоритные барханные пески и развалины древних буддийских храмов, сохранившаяся до наших дней этнокультура кочующих войлочных юрт, караваны верблюдов, лохматые яки и табуны диких антилоп - джейранов. И самое главное - можно проложить свой маршрут по совершенно нехоженым местам, где нет следов присутствия человека и никаких туристов.

Гигантская полоса хребтов Алтая занимает центральную область Евразийского континента. Северная часть алтайской горной системы принадлежит России и Казахстану и называется Русским Алтаем, южная часть состоит из Монгольского и Гобийского Алтая, лежащих на территории Монголии и Китая. Горы Алтая представляют собой сложный природный организм. На территории Алтая происходит взаимопроникновение и смешение центрально-азиатского и сибирского миров. Русской части Алтая присущи в большей степени сибирские черты природы, в то время как Монгольский Алтай представляет собой центрально-азиатский регион.
Монгольские дети играют на развалинах китайской крепости. В казахском квартале в белой мечети, построенной из глиняных кирпичей, мулла поет молитву, а по улицам, поднимая пыль, проносятся мотоциклисты в халатах и касках.


Алтайские горы и человек имеют древнюю историю взаимоотношений. Горные хребты и долины Алтая - родина алтайских языков, куда входят три языковые семьи - тюркская, монгольская и тунгусо-манчжурская. Множество древних кочевых культур оставило здесь свои следы - рисунки на скалах, каменные изваяния и огромные курганы мертвых вождей.


[/color][/b]

Котловина Больших озер является обширной межгорной впадиной окаймленной горами Монгольского и Гобийского Алтая на юге и западе (на юге котловина доходит до пустынной впадины Шаргай Гоби), отрогами Хангая на востоке, хребтом Танну-Ула на севере и занимает площадь более 100000 кв. км. Котловина расположена на границе Республики Тува и Монголии. Протяженность ее с севера на юг 160 километров, а с запада на восток 600 километров. В самой низкой части котловины располагаются озера, по берегам которых находятся террасы и валы, свидетельствующие о бывшем когда-то огромном уровне воды. Долины рек, несущие воды в озера, при выходе в котловину расширяются, образуя широкие дельты. В западной части котловины лежит соленое озеро Увс-нуур, самое большое в Монголии. Основными формами рельефа в районе котловины Больших озер являются скалистые горы, наклонные равнины, озерные равнины, а также песчаные скопления разнообразных типов. Первой уникальной природной особенностью котловины является наличие почти всех природных зон Земли на ограниченном пространстве. На дне котловины - песчаные и глинистые пустыни, на подгорных равнинах - сухие степи. Выше по склонам гор расположены высокотравные степи, переходящие в лесостепи. Еще выше в горах растут смешанные лиственные и кедровые леса. И наконец, на вершинах располагаются тундры и гольцы. Таким образом, в котловине Больших озер находятся самые северные в мире пустыни, а в ее горном обрамлении самые южные тундры.


Рыбалка в Монголии
Монголия - страна чистой воды. Огромные пресноводные озера и горные реки, протекающие в скалистых ущельях, богаты рыбой. Стоит ли говорить о том, что рыбалка в Монголии это настоящий рай для рыболова. В водоемах Монгольского Алтая встречаются довольно редкие породы, например монгольский хариус, достигающий веса в 2-3 кг.

Не откажите себе в удовольствии поймать и попробовать рыбу, которая выросла в кристально чистой воде родникового или ледникового происхождения. К тому же местное население равнодушно к рыбной ловле, и никто не помешает вашей идиллии на лоне природы. Все это превратит ваш отдых в Монголии не только в приятное, но и полезное мероприятие.


Из отчета .......

Расположились недалеко от места впадения в озеро ручья Ут-Хайтун-Гол
( 4837,808'N; 8821,578'E; высота - 2083 м). Глубину озера в этом
месте по эхолоту определили в 52 м. Примерно на глубине 30 м стоят рыбы
максимального размера. На ночь поставили на глубину 25 м нечто вроде жерлицы
и утром с нее сняли хариуса 2.5 кг - 64 см длиной. Местные говорят, что это
не предел. По их же рассказам в озере водится, как они говорят: "Белорыбица
- королевская рыба". Размером до полутора метров. Не хищная, с жировым
плавником. Ловят острогой в перешейке между озерами в начале июня. На
спиннинг хариус берет и на муху, и на блесну. Средний вес - 1 кг. Ни каких
ползучих гадов за все время нашего путешествия встречено небыло. Ни
скорпионов (говорят - есть, но очень мало), ни змей, ни гнуса. Лед с озера в
этом году сошел 15 июня.
Долина озер заселена пастухами достаточно густо. Пасутся стада коз,
баранов, лошадей, яков (сарлыков), верблюдов. Приобрести в юртах можно, как
молочные продукты ( молоко, айран, кумыс, масло, творог и пр.) , так и
какого-нибудь барана. На третий день нас приехал проверить
пограничник-прапорщик с местной заставы. Через полчаса общения
онпригласилксебе в юрту в гости, предложил резать барана и т.д.
Следующий наш переезд был на озеро Хурган-Нур, на исток реки Кобдо
(4833,735'N; 8842,316'E; высота - 2072 м). Наш проводник предложил нам на
выбор: либо более красивое место стоянки на озере, но не очень хорошая
рыбалка, или не очень хорошее место стоянки, но великолепная рыбалка.
Естественно мы выбрали рыбалку. То, что творилось с рыбой на истоке реки
Кобдо мне трудно описать.Я много рыбачил и в Якутии, и в Эвенкии, и во
многих других районах,но рыбалку на истоке Кобдо сравнить не с чем. Это
хариус ..... !!!!! За час каждый выловил от 10 до 15 кг рыбы.


Таймень на сковородке
Таймень




Путешествие по Монголии на внедорожниках и мотоциклах

Отчет "Буханка", http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=341&t=98596
http://tema.ru/travel/ee-10/
http://www.indostan.ru/blog/19_1823_0.html
http://alex-dfg.livejournal.com/2831.html
Москва - Монголия - Восточная Сибирь - Селигер - Москва на Nissan Navara
http://forum.there.ru/viewtopic.php?f=4&t=633&start=50
http://forums.drom.ru/travel/t1151718589.html
http://sbes.narod.ru/Mong2008/Mong2008.htm
http://veter-s.ru/index/id/7035#xermen
Экспедиция 2010 www.terra-mongolia.ru
https://picasaweb.google.com/ayalagc...15293316283874
http://www.africatwin.ru/travel/korolev_mongolia/
http://nub1an.livejournal.com/205112.html
http://alex-dfg.livejournal.com/
http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/1550
http://www.land-cruiser.ru/index.php...ic=105989&st=0
http://www.offroadmaster.ru/forum/vi...=asc&start=300
Водка Архи
http://www.devius.ru/home/mongol
Ну вааще, на девятке, Пермяки обнаглели
www.mongol.su
ВСЕ о МОНГОЛИИ
Терра Монголия
МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ 2012.
Места силы Монголии
по длинному маршруту:
http://www.offroadmaster.ru/forum/vi...=asc&start=300

по короткому (написанный в обратной хронологии):
http://www.offroadmaster.ru/forum/vi...=asc&start=100
Алтай-Монголия-Байкал
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=341&t=128134 Класссссссс!!!!!!
VladimirM
Начало отчета: http://www.x-crimea.com/forum/viewtopic.php?f=23&t=491
А с этого момента про Монголию: http://www.x-crimea.com/forum/viewto...p?p=5395#p5395
Монгольский Алтай. Озера Толбо-нур ( Tolbo Nuur ), Даян-нур ( Dayan Nuur ) и Хотон-нур ( Khoton Nuur ). Видео
Дайвинг в Котловине Больших Озер СУПЕР!!!
http://mongolaltai.ru/lakes.htm
Достопримечательности
Озера
Визы в Монголию
Визы в Монголию
Приглашение в Монголию
Дороги Монголии
Карты.
КАРТЫ
500000
1000000
Ссылки
Таможня дает добро
Глонасс
http://www.gpsvoyage.ru/gps-map/gps-...i-navitel.html
http://www.topglobus.ru/goroda-karta...1.22253&zoom=9
http://gis-lab.info/data/mp/#
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Эридан; 29.04.2012 в 21:47.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:11   #4
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

по рациям были изменения...если кто не обратил внимания...привожу...
Как выбрать радиостанцию для поездки в отпуск?
Какие каналы чаще всего используются и как зарегистрировать радиостанцию - об этом написана эта статья.
Многие водители, отправляясь в отпуск, берут с собой радиостанции для общения с другими водителями или дальнобойщиками.
Это позволяет быть в курсе дорожной обстановки. (дорожное покрытие повреждено, дорога на ремонт закрыта, крупное ДТП). Часто эта связь используется для передачи данных о местах нахождения машин сотрудников ДПС. Сейчас это не так актуально, т.к. скоростной режим контролируется камерами, установленными вдоль дороги.
Кроме всего прочего, это замена радиоприёмнику, не так скучно ехать в дороге, особенно одному.
Общие положения
Выбор частотыДля физических лиц, выделено три полосы частот. Работая на которых, не требуется получение разрешения. Эти участки называются частоты общего пользования. Не только физические лица, но и организации могут использовать эти частоты бесплатно. Правда там нет никаких правил и каждый человек может использовать любую из выделенных частот когда угодно. Радиотакси и небольшие организации иногда используют бесплатные диапазоны, если нет возможности арендовать для себя отдельную частоту.
Если работать без разрешения (включать передачу) на частотах, отличных от частот общего пользования, то Вы будете мешать организациям, которые эти частоты арендовали. Сотрудники радиочастотной службы обязаны будут Вас найти. Со временем у них это получится, выпишут штраф и конфискуют радиостанцию.
Прослушивать можно любые радиочастоты, например, с помощью всеволнового приёмника Yaesu VR-120D. Разрешение на это не требуется.
Частоты общего пользования
Диапазоном LPD (Low Power Device) 433.050 — 434.790 МГц. (69 каналов)
Разрешение на частоту не требуется, разрешение на радиостанцию не требуется.
Его разрешенная выходная мощность не более 0,01 Вт. Это очень мало, и больше подходит для детских игр.
Некоторые производители выпускают радиостанции, работающие в диапазоне LPD, которые имеют мощность 1 Вт и более. Это является нарушением. Такие радиостанции нельзя использовать. По правилам их нужно регистрировать, и в тоже время зарегистрировать их нельзя, т.к. в диапазоне LPD нельзя использовать устройства мощностью более 0,01 Вт.
Для обхода ограничения 0,01 Вт некоторые производители изготавливают радиостанции с несколькими уровнями мощности, один из которых укладывается в стандарт. Например, 0,01 Вт и 5 Вт. Такие радиостанции использовать можно. Подразумевается, что пользователь использует только мощность 0,01 Вт. Тоже касается PMR и CB.
Длинна антенны LPD: 17,3 см
Диапазоном PMR (Personal Mobile Radio) 446,00625-446,09375 МГц (8 каналов)
Разрешение на частоту не требуется, разрешение на радиостанцию не требуется.
Упоминая PMR диапазон, часто называют 446 МГц, на самом деле это очень узкий кусочек. Разрешенная выходная мощность таких моделей не более 0,5 Вт. Это обеспечивает дальность до 5 км, но каналов в этом диапазоне всего 8.
Длинна антенны: 16,8 см
Диапазон Си-Би ("Citizens’ Band" - "гражданский диапазон") 26.965-27.855 МГц
Разрешение на СИ-БИ в России не требуется В России разрешение на частоту не требуется, разрешение на радиостанцию не требуется .
Разрешённая мощность до 10Вт включительно.
Разрешение на СИ-БИ в Белорусси не требуется В Беларусии разрешение на Си-Би не требуется. Мощность радиостанции до 5 Вт.
Разрешение на СИ-БИ в Украине не требуется На Украине разрешение на Си-Би не требуется. Мощность до 4 Вт. Рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С)
На этом диапазоне в городе работать очень сложно. Волны плохо проникают через стены. Иногда при высокой мощности нельзя установить связь даже на маленьких расстояниях. При этом на открытой местности работа на этой частоте вполне приемлема. Многие автомобилисты и дальнобойщики используют её для переговоров.
Дальность связи на Си-Би сильно зависит от погодных условий и рельефа местности. Сигнал может отражаться от ионосферы и передаваться на расстояния более 1000 км.
Главное неудобство - длинная антенна, почти 3 метра. Если она будет короче - дальность связи сильно снижается. Менее 1 метра желательно не использовать.
При сильном встречном ветре или при скорости более 100 км/ч длинную антенну иногда сдувает ветром.
На этой частоте сильно сказываются помехи города. Иногда блок управления ксеноновыми лампами автомобиля создаёт сильные помехи.
Длинна антенны: 278 см
Номера каналов на Си-Би
Канал - это кусок частот шириной 10 кГц. Этого хватает для разговора.
Каналы разделены на группы A, B, C, D, E, F, G, H, I, L. В каждой группе по 40 каналов, смещённых на 10 кГц.
В настоящее время в России используется только С и D.Таким образом на Си-Би могут работать 80 человек и не мешать друг другу. Со временем в России этот диапазон будет расширен, т.к. с гос.службы переходят на более высокие частоты.
Пример, обозначения канала. Например, С15Е
Буква Е - это формат. Е-европейская, H- российская. Россия иногда обозначается буквой "R".
Российские каналы сдвинуты от европейских на 5 кГц. К тому же у некоторых радиостанции, например, Alan сетка сдвинута и C15E = D15E.
Для удобства каналы сведены в таблицу в отдельном файле.
Как получить разрешение на радиостанцию
Разрешений для пользования радиосвязью бывает два:
- на право пользования частотой;
На частоты LPD, PMR,СиБи - не требуется. Для прочих частот подаётся запрос в радиочастотный центр (Роскомнадзор) на использование какой-либо частоты, если возможность есть - Вы оплачиваете услуги и получаете разрешение. Действует это только для юридических лиц. Занимает по времени около 6 месяцев.
Срок аренды частоты 10 лет с подтверждением каждый год. За предоставление частоты с 2012 года взимается ежегодная плата. Около 1-2 т.р.
Физические лица арендовать частоту не могут.

- на право пользования радиостанцией
Если у вас радиостанция по частоте и мощности не входит в диапазон LPD и PMR, её нужно зарегистрировать. При регистрации проверяется, что модель соответствует требованиям, Вам выдают позывной, который часто не нужен. Регистрация радиостанции бесплатная, деньги берут за присвоение позывного, если его у вас не было.
Стоит это около 300-500 рублей. Занимает не более 10 рабочих дней.

Регистрацию раций производит Роскомнадзор бесплатно на 10 лет после подачи заявления установленного образца и составления протокола замеров технических параметров излучений.
Подробная информация есть у них на сайте.
Частным лицам дополнительные документы не требуются, а юридические лица должны приложить копию Свидетельства о государственной регистрации.
Регистрации не подлежат радиопередающие средства, если мощность излучения 0,01 Вт и менее. Такие передатчики используются в детских игрушках и радиомикрофонах, беспроводных телефонах и т.д. Дальность менее 100 м на открытой местности.
Можно ли не регистрировать радиостанцию, отличных от LPD, PMR или СИ-БИ?
Если не регистрировать радиостанцию, то у вам могут выписать штраф, конфисковать радиостанцию т.к. Вы будете мешать работе других людей.
Конфисковать радиостанцию можно только по решению суда. Сотрудники радиочастотного центра могут выписать штраф. Сотрудник полиции может задержать вас до приезда сотрудника радиочастотной службы, но не более чем на 3 часа.
В то же время хранить радиостанцию любого диапазона не запрещено. Чтобы Вас оштрафовали, нужно поймать вас во время использования радиостанции. Т.е. она должна быть не в коробке.
Если нет разрешения на радиостанцию, задержат на таможне.

Итак все пункты пока выстроились следующим образом: Вода (фильтры и емкости), Кирпич/подставка под хай-джек, Домкрат, Топливо, Канистры, Резина, Еда, Рыбалка, Сварка, Холодная сварка, Инструменты, Лопата, топор, бензопила, Туалет/Душ, Дороги, ЖПС/компас, Степь, Города, Вещи (зимние летом), Местные жители (общение с ними. Язык. Карта), Восток/Запад, Дороги, Водка.

В этом месте улыбнулся, т.к. первый пункт описательной эпопеи значится как Вода, а последний как Водка – оба пункта очень важные.

ВОДА!

Именно с восклицательным знаком! Имейте ввиду, что я описываю исключительно свой опыт путешествия по Монголии и не претендую на абсолютную истину. Но, во всей Монголии я нашел единственное место, где можно не опасаясь привезти домой экзотического селитера, напиться воды. Это озеро Хувс Гул, или как его еще называют – Младший брат Байкала. Очень чистое и красивое озеро, но очень, очень холодное (холоднее Байкала в сентябре).

Попробую себя объяснить. В Монголии много рек и озер (озер действительно много), но с населением страны в два с половиной миллиона монголы умудрились развести СОРОК миллионов крупного и некрупного рогатого скота. Моя поездка состоялась в 2010 году, а в суровую зиму 2009-2010 года в Монголии замерзло около 10 мил. животных, так что теперь только 40. Так вот вся это огромная масса скота тоже очень любит попить водички, к сожалению для этой самой воды, животные не особо разбирают где пить, а где ходить в туалет (не уверен на сколько применителен этот термин к барану, например). Все берега и русла рек просто загажены остатками животной жизнедеятельности – пить из этих рек я не решился (думаю очень правильно сделал).

Как вывод из вышесказанного: направляясь в центральную часть Монголии и/или пустыню Гоби (или не Гоби) имейте достаточный запас воды на каждого человека – остаться без воды это уже не шутки. Запас воды рассчитывайте 3л/человек/день. И это только попить. Так как такой запас воды тащить не всегда возможно (и не всегда нужно) то я бы посоветовал брать с собой фильтр для очистки воды – места много не занимает, и свой вес в путешествии полностью оправдывает.

Забыл сказать, что в городах (трех) воду можно купить бутылированную, в маленьких поселках (три юрты – а таких большинство) воду можно набрать в поилке для верблюдов (верблюдам очень это не нравится, отношение местных жителей было непонятно, потому что в это время они обычно разглядывали сафаря), по пути через пустыни попадаются колодцы для скота (необходимо фильтровать) – да и набрать ее тоже нужно постараться.

Кирпич/подставка под хай-джек.

Как бы смешно это не казалось, но найти кирпич в степи равносильно поиску алмаза в недрах ныне облагороженного Горностая – теоретически такая возможность не исключается, но практически невыполнима. Кирпичи в степи не валяются, монголы (настоящие, не урбанизированные) вообще мало что выбрасывают. Я к чему, собственно, про кирпич? Просто мы все привыкли к тому, что всегда есть во что упереть домкрат или хай джек и если этой точки (нижней) опоры нет, то тут же находится плоский камень или кирпич.

В этом месте посмеялся, выпил чаю, посмеялся еще раз и продолжаю. В степи/горах плоских камней нет, кирпичей тем более. В Гоби у меня хайджек ушел в песок на метр и не собирался останавливаться. Домкрат уходит в землю и/или песок так, что его приходится откапывать.

Как вывод: лично для себя решил пользоваться следующим девайсом:

Подкладка под рельс. Во первых не жалко потерять. Во вторых точно выдержит, т.к. держит тепловозы и составы. В третьих может использоваться как наковальня (за время путешествия обязательно что-нибудь попросится пообщаться с кувалдой), а когда вокруг одни пески и не на чем выпрямить что-либо… очень не весело. Сей девайс достаточно специфичен (например в болоте просто утонет), но за время моей поездки болот было встречено намного меньше чем песков.

Отвлеченно. Если вас в степи попросили поискать кирпич… ну, вы догадываетесь куда вас на самом деле послали.

Домкрат.

Домкратов лучше иметь несколько. Мало ли что придется домкратить. Ну и конечно хай ждек (с подкладкой под рельс).
… Собственно говоря, вот и всё. В данном случае лучше воспользоваться принципом: не понадобилось, но было – это составляющая хорошего сна и как следствие наличие терпения, которое, как известно, ломается до железа.

Топливо, Канистры

Боюсь как бы в этом месте не начать рассказ, который никогда не закончится. Постараюсь себя ограничивать и сначала расскажу про топливо, встречающееся, в принципе, в Монголии.

Вдоль северной границы топливо есть, оно дорогое относительно российских цен, но оно есть. Есть даже 92й бензин. В Улан-Баторе и Чайболсане есть и 95й. Но это не интересно, а ехать в Монголию, чтобы проехать вдоль северной границы… В Гоби, дорогой друг, в Гоби – по настоящему. Или на запад Монголии или куда угодно, но не в Улан-Батор.

Монголы выезжая из городов почти всегда везут две запаски и ОЧЕНЬ много канистр для топлива. Не спроста. Топливо есть не везде. В общем это сложно для понимания городского жителя, но там вообще ничего нет, кроме природы. На карте указаны заправки (очень нерегулярно расположенные), но картам верить нельзя. Вообще в Монголии можно верить только Солнцу, Луне и Овоо. Тем не менее 92ой бензин больше не попадается, только 80й. Но парадокс в том, что 80й попадается намного чаще чем дизельное топливо, которое стоит очень дорого. Цены неприятно удивят.

Кстати, вопрос обладателям восьмидесяток. А как топливная аппаратура tlc80 относится к 80 бензину? ТЛК80 – очень популярная машина в описываемой стране, но заправляют-то они ее чем есть, а есть только 80 бензин. Кстати, забудьте всю эту ересь, которую в свое время начитался я, про неубиваемые уазики, которые очень любят монголы. Секса там конечно много, а вот любви мало, поэтому они предпочитают восьмидесятки.

Качество топливо… ну, как вам сказать. Топливо есть, и это уже хорошо. Качество топлива меня устраивало, потому что у меня был топливный сепаратор и голова по этому поводу не болела. Насепарировал он хорошую жменю монгольской грязи, которая была в топливе.

Бывали случаи, когда в нескольких подряд городах не было топлива. Сначала ты рассчитываешь на запас ДТ, который есть в дополнительных канистрах, потом на то, что в следующем городе будет ДТ, потом на чудо, потом наслаждаешься окружающей природой в надежде на чудо, потом случается чудо и все повторяется. Было когда мы реанимировали стоящие без топлива камазы, с любующимися природой монголами, а были случае, когда веселые монгольские парни на мазе выручали нас, со словами: «только бы начальник не спалил, что топлива меньше». В некоторых районах Монголии ДТ - это реальный дефицит.

Канистры
– это отдельная тема для воспоминаний. Скажу следующее: везти нужно, наверное, пластиковые и расставлять их по салону везде, где только можно – лишними они точно не будут, если даже и будут в степи всегда можно их поменять на барана/кумыс/бузы/водку/ночлег. Но это конечно, если вы едите туда, где путешественника никогда не видели (а иначе зачем вообще ехать) а смотреть на него есть кому (очень часто и смотреть-то некому. Просто нет никого). В очень многих местах Монголии хороший нож реально на вес золота, хорошая канистра – это не роскошь, а то, что поможет им выжить холодной зимой. Хотя выживать они умеют, да еще как! При это относятся к выживанию вполне нормально, я бы даже сказал – позитивно, получая от процесса несомненно большее удовольствие чем любой городской житель от «комфортабельного» проживания в урбанистическом ужасе.

Nota Bene: жечь в степи нечего, кроме кизяков – которыми вся Монголия и отапливается, а чтобы это чудо разжечь нужно намочить его в саляре, иначе не горит.

Резина

Как же приятно после недель на жестком бездорожье найти аж 10 км асфальта… но по кармическим законам всё должно быть сбалансировано начиная от самих этих законов и заканчивая балансировкой колес. Наверное, именно по этим законам, при выезде на асфальт у меня взрывается грыжа на колесе – чудесный такой хлопок.

Монголию я прошел на YOKOHAMA GEOLANDAR M/T 35X12.50 R15. Несмотря на то, что слышал много про слабую боковину данной резины до/после поездки, остался очень ею доволен.

С собою, естественно, был взят полный ремкомплект для проколов покрышек. Но (и это по запарке) были забыты инструменты необходимые для разбортирования колес и оставлены камеры. Все вышеперечисленное не понадобилось, т.к. были 2 запаски, но спать эта мысль по ночам не давала – и как следствие иногда моему штурману приходилось слушать мои реплики связанные с плохим настроением. Но он в долгу не оставался и, обычно на следующий день, я слушал его рассказы, связанные с его плохим настроением. Еще раз повторюсь, что все мы люди, а не роботы – настроение бывает разное. Важно это понимать и не загонять в себя в рамки: «меня всё заипало, я пошел домой пешком».

Для себя сделал следующий вывод: каждый день протягивать все гайки на колесах (да, да… именно каждый день перед выездом), взять в правило и регулярно производить осмотр резины, при необходимости менять передние задние колеса местами. Износ колес о много может сказать. Грыжа вылезла на переднем левом колесе, сразу же колесо было поставлено назад. Думаю, если бы этого не было сделано, то результаты грыжи могли бы быть иными. Иметь не одну запаску, когда мы заблудились с горах, ехать пришлось по ОЧЕНЬ острому скальнику в очень нехороших условиях по неизвестно куда ведущей дороге (уперлись в российскую границу с монгольской стороны, пришлось возвращаться обратно – еще раз заблудились). В общем, чудом не попробивали все четыре колеса. Ремкомплект (грибки, заплатки, шнурки, клей) – это must have. Ну, и то, что забыл я – камеры и все что необходимо для разбортирования колес.

Еда



А вы пробовали вареный бараний жир? Нет? Зря, зря… На самом деле, все свои предрассудки по поводу вкусно/невкусно, съедобно/не съедобно нужно оставить в гараже, где живет ваш железный конь, когда не путешествует вместе с вами. Ипать мозг предпочтениями в еде можно лишь тогда, когда несколько дней стоишь лагерем в каком-нибудь месте, и больше просто нечем заняться:

- ты будешь сайру с гречкой или с рисом?
- я этот рис больше видеть не могу!
- жаль, потому что гречка неделю назад кончилась
- и чё?
- только рис остался
- а зачем тогда спрашиваешь?
- потому что водка еще есть. и пока не выпьем всю, будешь есть рис

Монголы едят мясо со всеми остальными запчастями, что в баране/козле/верблюде/лошадке есть. Монгольский суп (шол) – это тонко нарезанное мясо (читай: жир, сухожилия и мясо конечно) ошпаренное кипятком и запаренное как доширак. Представляете какое оно нежное и мягкое получается, если мясо – это говядина, например. А вы думаете у них скулы просто так большие. В общем своя специфика есть, мало того в разных районах описываемой страны готовят по разному. Но вполне нормально, что хозяйка юрты за 20 минут нарежет мяса, замесит теста, налепит буз, разведет огонь и приготовит все это чудо за вполне скромную цену. В данном случае я говорю о том, если бы вы постучались в соседнем доме в какую-либо квартиру и попросили вас накормить.

Лично мне, в гастрономическом (да и в любом другом) аспекте поездки, очень понравился город Чайболсан – самый ближний к Владивостоку. Мясо и все его производные, но хорошо и вкусно приготовленные.

Бузы – монгольские позы (позы – бурятские манты). Этому блюду можно посвятить отдельный опус. Но вкратце напишу, что это рубленное с луком мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. А дальше вариации: тесто иногда перед заварачиванием обжаривают, а иногда нет. Бузы могут отличаться по форме и размеру. И не все монголы/монголки хорошо готовят – у некоторых тоже руки из жопы растут.
Шол – жестокий суп (через месяц путешествия, кажется очень вкусным)
Айрг – кумыс. Реально ценная вещь, т.к. при жаре долго не портится. Но слабонервным лучше не видеть как его делают. Верблюжий кумыс – это вещь, но как я понял не любой желудок его адекватно воспринимает. Мой на ура, у штурмана были нюансы.
Цай – это молоко, в которое бросили черный чай и соль. Разновидность Хаан Цай – я его не пил, т.к. он уже больше заточен «не для монголов».
Уушур (могу ошибаться, лучше спросить Чека – может он еще помнит) – это чебурек, к который положили мяса столько, сколько не жалко.
Шаурлыг – главный ингредиент шампуры. Делали только мы из недоеденного козла, но монголы знали, что это такое и озвучили, хотя я не видел, чтобы они шашлык делали.

Монгольский сыр – это такой прессованный белый сухарик, который нужно грызть (иногда очень долго). В нем очень много кальция (наверное, очень, очень много) потому что у монголов исключительно ослепительно белые зубы.

Nota Bene: Рис задолбал. Я его начал нелюбить именно после этой поездки.

Закупаться продуктами (не мясом) лучше там, где есть возможность. А возможность есть в городах. На вторую неделю путешествия начинают сниться овощи, но мясо не надоедает. Консервы есть, но выбор ОЧЕНЬ ограничен.

Про еду как-то так, если что-то вспомню допишу. Если что-то интересно или хотите уточнить – спрашивайте.

Рыбалка

Утро. Светит солнце. Я, взяв зубную щетку, захожу по-колено в воду и чищу зубы, наблюдая как у меня между ног проплывают щуки. Рыба есть, ее очень много, т.к. в Монголии очень много озер, а монголы ее не ловят. Я, к сожалению, ее вообще ловить не умею. Но рассказы тех, кто вывозит туристов на рыбалку просто удивляют. Не буду пересказывать, но это что-то вреде: ведра и ведра рыбы вот из той ямки, рыба вооооооот такого размера и клюет на голый крючок (хотя этому я почему-то верю).

Находясь на озере Хувс Гул, купили копченых хариусов – они есть.

Это конечно уже не рыбалка, но очень много уток и гусей. А теперь самое главное! Очень много НЕПУГАННЫХ уток и гусей, они подпускают так близко… лучше расскажу другую историю с пернатыми связанную.

Встав лагерем возле высокогорного озера в заповеднике и купив козла (из-за чего на озере задержались дольше запланированного), в первую ночь я проснулся от того, что с озера раздавались непонятные звуки и хлюпанье воды, взяв фонарик я походил, посветил – ничего спросонья не увидел и опять отправился спать. На следующую ночь звуки стали ближе и громче, все повторилось и ночью в двух метрах от берега я увидел влюбленную лебяжью пару, которая, абсолютно не обращая на людей внимания, занималась своими лебяжьими лобызаниями. Сначала я за ними понаблюдал, не каждый день такое доводится видеть. Потом решил опять отправится спать, но пара в пылу страсти уже крякала так громко, что спать было невозможно. Походив по берегу, покричав на них, посветив фонариком – я был оставлен в замешательстве, т.к. меня просто не замечали и внимания не обращали. Пришлось взять сушеный монгольский материал для розжига костра (кизяк) и кинуть в любвеобильную пару, потом еще и еще. В результате сместил этих крикунов метров на 15. Так и прожили 5 дней бок о бок с лебедями. А утки и гуси…. в общем много их там.

Сварка

О, как много в этом слове для меня переплелось. Перед поездкой Гном мне сказал: «я в дальнюю поездку вообще без сварки не езжу». Правильно сказал, а сколько раз я это вспомнил. Правда я тогда ему возразил, что и варить-то не умею. «Надо будет, научишься» - отвел он мне. Надо было.

Самая противная вещь при езде по бездорожью – это бешеная и постоянная вибрация, которая разбалтывает всё. Иногда откручиваются болты и навсегда остаются гастролировать в степях, иногда они не откручиваются, а держат «как в последний раз». В этом случае ломается металл, который они держат. Кстати, уставшие гроверы не держат совсем. Резьбовой клей – вещь. Отломались все крепления защитных кожухов тормозных дисков, упал стакан заднего аммо, крепления крыла левого. Болты на месте, а крепления лопаются. Что-то еще, чего я и не помню – вроде все вещи незначительные, но когда всё больше и больше деталей Сафаря начинают жить своей собственной жизнью, портится сон и окружающее воспринимается уже не так радужно.

Расскажу курьезную ситуацию: проезжая монгольские придорожные мастерни, я часто видел надпись «дугой засвар» - ну, не правда ли, что это созвучно с дуговая сварка? Ой и долго же я потом смеялся уперевшись лбом в значение слова «засвар», что значит ремонт. А дугой – значит колесо. Т.е. это шиномонтажки по нашему. Представьте у нас иностранца пристающего к шиномонтажнику с просьбой заварить крыло. Хотя ко мне сегодня на крыгинском рынке подошел человек азиатской наружности и на очень хорошем английском спросил где туалет. Выяснилось, что ходил он там уже около получаса, никто объяснить не мог – курьезы случаются везде.

Сварку лучше иметь. И уметь ею пользоваться.

Холодная сварка

Скажу мало и просто: была, пользовался, наверное помогла. Мало что понял. Но был спокоен, что она у меня есть.

Инструменты

Главный недостаток инструментов – они много весят и занимают место. Но не взять их с собой – совершить очень глупый поступок. Брать нужно только необходимое, но самое необходимое – это то, что вы забыли. Поэтому нужно четко понимать куда вы едете и что вам понадобится.

Чего мне не хватало из инструментов? Да пожалуй только сварки. Сломали вечноломающуюся шпильку на кардане мех лебедки, на восстановление работы данного девайса была пожертвована отвертка. Несколько ударов молотком по зубилу (наковальней служила именно кувалда) и заветный отрезок отвертки со свистом улетел в степную траву. Еще несколько ударов молотком и заветный отрезок отвертки отправился жить в кардан лебедки. В результате минусовой отвертки нет. Крестовая где-то про..лась и ее тоже не было, периодически находилась, потом была куплена на монгольском базаре. Берите несколько – это не такие большие деньги и не так много места.

Еще мен постоянно не хватало болтиков M10, всяких гаечек, шайбочек, которые откручиваясь оставались на пмж в Монголии.

Вот! Вспомнил. За 14.75 р. на российской границе мне какой-то белой гадостью залили какое-то реле стартера на границе и стартер, начав крутить, уже никогда не остановился – поэтому в экстренном порядке пришлось скидывать клемму с аккумулятора и на просьбу пограничницы предъявить паспорт была брошена фраза: «какой пля паспорт, у меня стартер крутит». Ну, а дальше ремонт со всеми вытекающими прямо на «ничейной» земле, уже не в Монголии, но еще и не в России. Потому что не было размыкателя массы.

Размыкатель массы – must have.
Резьбовой клей – must have.
Пол ведра болтов и гаек – не всё понадобится, но сон будет здоровым и глубоким.
Блок для лебедки – никому не нужно говорить что и зачем он нужен. Сам засел всего один раз (и то только потому, что вытаскивал из брода автобус), но если у вас есть лебедка, приготовьтесь, что вытаскивать вам придется много чего интересного, в том числе и тяжелее того, на что лебедка рассчитана. Блок приятно порадует вашего лебедя.

Вообще инструментов у меня было достаточно много, но я бы не сказал, что что-то прокатилось просто так. Всё было нужное.

Лопата, топор, бензопила

Ну, что приготовились читать? Копать там есть что, а вот рубить и пилить там нечего. Еще при подъезде к Соловьевску я мысленно пересчитывал количество газовых баллонов, взятых в поездку, потому что еще в России понял, что с топливом для костра в Монголии будут проблемы.

Приятно сидеть у костра вечером, смотреть на звезды и подбрасывать одного буратино за другим в костер, а когда вместо приятно пахнущего буратино костер приходится топить большими вонючими какашками от яка – ну, это уже не совсем комильфо. Комаров там нет, они все в Хабаровском крае, поэтому нет особого смысла в этой ароматной дымовой завесе. Конечно со временем появился опыт разжигать что угодно, находить топливо в самых, казалось бы, немыслимых местах, но в начале мы ехали без костров. Кстати, потом костры из кизяков разводились довольно быстро и относительно бездымно. Местное население использует этот продукт постоянно, на зиму заготовляет его для отопления и приготовления пищи. Первый костер в Монголии был разведен в пустыне Гоби из сухих корневищ пустынных колючек.

Лес там, конечно тоже есть (север страны, на границе с иркутской областью), но таких мест очень не много и там где он есть дров хватит и так. Т.е. рубить/пилить ничего не нужно. Посему делаю вывод, что топор – это лишний вес и зря занимаемое место в салоне. Бензопилы у меня не было и она была абсолютно не нужна. Вот лопата нужна была практически каждый день – но это другой пункт данного опуса.

Туалет/Душ

Вот оно то самое место, где стоит сказать «Лопата».

Туалет – это отдельная тема для рассказа, хотя конечно об этом может быть и не принято говорить. Но согласитесь, что довольно забавно сходить в туалет, когда вокруг ни одного кустика и видимость на 150 км в любую сторону. Огромный плюс Монголии это то, что там всего два с половиной миллиона населения, половина из которых живет в Улан-Баторе. Реально свою скромность и застенчивость нужно оставить там же, где и представление о несъедобном – в отправной точке путешествия. Взял лопату, выкопал ямку, воткнул лопату рядом, спрятался за нее и наслаждаешь видом картинки в своем туалете – поверьте, это гораздо приятнее чем сидеть в маленьком вонючем домике со скользкой дыркой.

Хотя, конечно, были и забавные случаи. Подобрав двух пассажиров в степи (это нормальное явление) за сотни км от ближайшего города мы едем по направлению в этот город. Впереди три автобуса с монгольскими туристами. Они тоже путешествуют по своей стране, т.к. половина из них – это городские жители, которые степь только по ТВ видели, так что там есть туры, автобусы, экскурсоводы. Монголам другие монголы показывают свою страну: «Посмотрите, вот это называется верблюд, его не только едят. Из него еще носки делать можно». Вот они очень забавные – огламуренные на всю голову. Вот они с лопатой точно долго понять не смогут как в туалет сходить.

В общем, подобрали мы пассажиров едем, впереди три автобуса с туристами. Мы держим дистанцию, достаточную для того, чтобы пылью не забивались радиаторы – такая длинная пылящая кишка из трех автобусов и одного сафаря. Едем бодро, водители опытные, обгонять там не было возможности/смысла. Все оценили ситуацию?

Первый автобус останавливается, что-то происходит, останавливается второй и третий – к этому моменту расстояние между нами было достаточно большим, т.к. я останавливался на речке посмотреть местные красоты – что пыль зря глотать. В общем туристы захотели в туалет. Подъезжаем ближе и я вижу следующую пантомиму: прямо на дороге (ну, я по ней ехал – значит дорога, хотя от степи ничем не отличалась. Но до этого по ней ехал автобус – т.е. больше дорога, чем степь) две девочки изображают «я подержу одеялко на вытянутых руках, ты сходишь в туалет. Потом поменяемся». Вот одна держит, отгораживаясь от автобусов, а другая, собственно, в туалете без штанов. Отгородились они, конечно же от автобусов – т.е. голой попой к дороге. И тут еду я. Тутовый шелкопряд так плотно шелком не обматывается как эта девочка без штанов пыталась в одеяло замотаться. Ржачь на всю машину, ржут монголы-пассажиры, ржем мы. А ведь понятно было, что мы за ними едем – часа, наверное, три так ехали. А вообще они не парятся, можно и в центре Улан-Батора увидеть писающую школьницу – смущения ноль.

Про душ. Душ есть в Чайболсане и Улан-Баторе в гостиницах. Всё. Приготовьтесь нырять в озера и речки, перед этим намылившись мылом, по-другому никак. Некоторые особо удобные для омовения места облюбованы и местными жителями, т.е. остановившись помыться на речке через 15 минут нарисовалась пара местных с явно той же целью. В некоторых местах Монголии забудьте об этом пункте личной гигиены – просто воды нет.

Дороги

Дороги там есть – это неправда, что там только направления. Ну, посмеялись и хватит. Если вы не знаете в какой части света солнце встает, то и дорог там нет. Хотя перед тем, как я поехал в Монголию, я, естественно, обчитался очень опытных путешественников, которым не терпелось запостить свое экспертное мнение где только возможно, и находился в полной уверенности, что асфальта ТАМ нет. Так вот, это уже мой личный опыт – асфальта там аж 300 км от Эндэерхан до Улан-Батора. Еще есть маленький кусочек в 10 км, где-то на западе (уже точно не помню где). В остальной части страны дорог нет, но они и не нужны. Так как езда по степи иногда гораздо приятнее чем по дороге.

А как приятно забыть про то, что на тротуар запрещено выезжать. Нет ни дороги, ни тротуара, ни очень мною любимых палкомахателей в кустах, да и кустов тоже нет. Есть Степь, Горы, Пустыни и стороны света.

Не стоит думать, что степь везде сухая и одинаковая. И не стоит думать, что в Монголии только степь. Между Соловьевском и Чайболсаном шли очень жестокие дожди (в это время китайцы по ТВ громко жаловались, что у них весь северо-западный Китай смыло) эти же дожди поливали северо-восточную Монголию. Передвижение представляло собой постоянную борьбу сафаря с жидкой грязью. По колее понял, что продавлена она исключительно тяжелой внедорожной, возможно советской, техникой типа Урал. Т.к. мой сафарь идет по ураловской колее, то задача усложнилась тем, что по этой колее ехать очень не хотелось. Сначала ехал по колейным вершинам, иногда соскальзывая на черной жиже и с разгона плюхаясь с чудо-чачу. Но потом было уже всё равно как передвигаться, направление было выбрано и только часы езды отделяли меня от первого монгольского города. Чувствуешь себя куском грязи, передвигающимся в селевом потоке. По пути вытащили засевшую волгу. Я был очень удивлен мастерством водителя этого авто, и тогда подумал, что все монголы так же виртуозно водят машину (был не прав. Этот оказался уникумом).
Потом дождь кончился и перед нами была жирная степь с сочной травой, толстыми баранами (с огромными курдюками), спящими конями и неторопливыми монголами.

В степи и пустыне ориентироваться не сложно, достаточно четко понимать:
1. Все ЛЭП идут в город. Т.е. если выехал из города, который на востоке и на западе по карте всего один город – то найдя ЛЭП не промажешь.
2. Проснувшись с солнцем, знаешь где восток – следовательно где запад, север и юг.
3. Вечером отмечаешь где запад. Значит завтра, даже в тучах, без солнца будешь знать стороны света.
4. Если у тебя нет карты – ищи как можно быстрее и найдя понимай, где ты есть. Вот без карты .опа. Потому что двигаться тогда только на север – рано или поздно упрешься в российскую границу. Без карты лучше вообще не соваться в поездку – это глупо. Вот у меня не было карты Монголии при выезде из Владивостока. Маниакальный поиск в первом же городе (были даже в администрации города, где карту нам показали, но не дали/продали) к огромной радости увенчался успехом. Но в последствии я понял, что увидев что-то в одном городе есть большой (очень) шанс не найти это больше нигде. Достаточно вспомнить, что не купив верблюжьи носки в Улан-Баторе, я уже нигде их найти не мог.
5. Железные дороги тоже всегда приведут к людям (если увлечься, могут привести к китайским людям).
6. Не надейтесь только на GPS – электроника вообще может отказаться жить на этом свете и уйти в мир иной по собственной инициативе. Купите компас. У меня его не было и я за это дорого поплатился.
7. Реки – это надежный ориентир. У рек всегда есть люди. Люди иногда знают, где находятся те пункты, куда вам надо, иногда получается даже понять друг друга.
8. Большие озера – тоже ориентир.
9. Горные хребты, как правило тянутся либо с севера на юг, либо с запада на восток – главное понимать какие это горы и куда тебе нужно.
10. Кто может ориентироваться по звездам – отдельный респект. Я могу только Венеру на небосклоне найти, мне не зачет.

Вот в горах ориентироваться очень сложно. Солнца не видно, дороги не прямые, жпс к тому времени уже кончилась, компаса не было, начинался (а затем и пошел) сильнейший снег потом град. Поэтому в горах нельзя принимать никаких необдуманных решений. 200 км крюк по степи – это нормально. В горах упрешься в глубочайшее ущелье или неподъемный склон или острый скальник или снежную вершину, а падающий снег заметет следы по которым ты приехал. Да и на каменистых склонах дороги практически не видно – это не колея в жирном черноземе.
Лучше остановиться и подумать, потом подумать еще раз, потом подумать где последняя известная точка, в которой ты был и куда ты ехал после этого. В горах может пойти снег, превратиться в град потом в дождь, а потом температура упадет серьезно ниже нуля – всё это было со мной. Паники не было, но хорошего настроения тоже.
Из собственного опыта:
1. В горах можно ориентироваться по высочайшим вершинам, достаточно понимать где они и с какой стороны ты к ним приближаешься. Высоких много, высочайших мало – следовательно можно попытаться определить где ты находишься.
2. В горах нет прямых направлений. Просто нет.
3. Реки – это ориентир. Но вдоль них нельзя ехать как в степи. Они могут нырнуть в ущелье и придется искать другую дорогу.
4. Больше я в горы не поеду НИКОГДА без компаса, рабочей жпс, запаса топлива, еды и знающего дорогу человека. Хотя бы ручкой на карте пусть нарисует.

Ну, еще всех очень удивляют 20-полосные грунтовые дороги в степи. Всё не так сложно как кажется. Происходит примерно так: существует одна полоса движения, пошел дождь, образовалась лужа, умный монгол в лужу не полезет – объедет, объедет и еще один умный монгол. Вот вам уже и вторая полоса, после очередного дождя во второй полосе образуется тоже лужа и ее опять объезжают – получается третья полоса. Но иногда я вообще понять не мог почему там так много полос. В пустыне дожди часто не идут. Не знаю, но ничего не делается просто так.

ЖПС/компас

ЖПС – must have, но! В ЖПСе должны быть карты, иначе это дорогой, капризный компас. Проверьте наличие карт, чтобы не пялится в белый экран и не наматывать сотни км в поисках верного ориентира.
Компас – это вообще нужная вещь, тем более много места не занимает.

И еще.

В Монголии необходимо иметь бинокль! Это не прихоть – это необходимость. Иногда у вас появляется необходимость найти людей. Найти соседа в степи… это не на лестничной клетке в соседнюю дверь постучаться. Бинокль – must have.

Продолжение истории почему-то далось не просто. В прошлый раз вдохновение свалилось вместе с соплями и температурой, в этот вместе с полным дорожным коллапсом, происходящим в моем городе. В общем, лучше никуда не торопиться, чтобы прожить еще одну зиму не вдаваясь в подробности значения фразы «кузовной ремонт». Почему-то вспоминаются вампиры и вурдалаки, выходящие на охоту в ночное время суток. Наверное, потому что это единственное время, когда по городу можно передвигаться без супермегагипертрофированн ых пробок, начинающихся при выезде из гаража и заканчивающихся после полуночи. Продолжаю.

Степь

Степь – это состояние души. Она может либо дико нравится, либо не нравится вовсе. Мне нравится. Степь на северо-востоке Монголии жирная и черноземная, с очень богатой растительностью, но как не удивительно (или как показалось мне) с не очень многочисленным количеством пасущегося скота. Реально очень густая и жирная трава, но овец и коров не много. В то же время на юге, где кроме жиденькой травки нет ничего овец столько, что иногда из-за них и травы не видно. Передвигаться по степи – это сплошное удовольствие по ряду причин:
1. Если тебе нужно объехать ямку/яму/лужу ты просто объезжаешь ее либо справа, либо слева – как больше нравится
2. Если дорога перестала напоминать дорогу, то ты просто съезжаешь с нее и едешь параллельно по степи, прокладывая новую
3. Заблудиться в степи практически невозможно, если помнить где встает и где садится солнце.
Но есть и свои нюансы, например степь бывает и каменистая – а по такой ехать не всегда весело, т.к. ближайшее запасное колесо в багажнике, а следующее ближайшее за 6000 км. Поэтому по камням нужно ехать очень осторожно и аккуратно.

Во время дождя вся степь раскисает и становится одной большой чавкающей лужей, это все равно весело и интересно, но иногда дворники не успевают скидывать с лобового стекла огромные кучи грязи.

Но в своем большинстве степь – это очень красиво.

Несколько полезных советов и просьб тем, кто туда поедет.

Советы:
1. Про машину. Машина не обязательно должна быть навороченной, скорее наоборот. Она должна быть конструктивно крепкой, технически исправной и... ремонтопригодной. Тойота удобнее в том плане, что запчасти в случае чего можно найти и там. Из внедорожных штук необходима лишь крепкая незлобная МТ-резина.
2. Про снаряжение.
-Хорошо, если есть возможность спать в машине - не будут мешать ночные ветра. Тенты никакие не нужны - сорвёт и унесёт, либо будет хлопать пока не порвёт
-Газовая печка необходима, лучше с ветрозащитой. Под модные баллоны лучше не брать, "дихлофосные" - самое то, если кончатся - купите на месте
-Воду из водоёмов, если только это не ледниковый ручей или бьющий из земли родник, пить не рекомендуется. Везти с собой запас воды на месяц тоже не стОит - в каждом посёлке в магазинчиках есть вода в 1 - 1.5 л. бутылках.
-Топлива пару канистр иметь надо.
-В любое время года надо иметь полный спектр одежды, особенно если едете через горные районы
-Иметь с собой пакеты для мусора и складывать свой мусор в них. В деревнях есть баки с надписью "ХОГ" - туда и кидать.
3. Про валюту.
Деньги менять лучше в банке недалеко от границы. В мелких посёлках обмена валюты НЕТ, обмен ТОЛЬКО в аймачных центрах (БаянУльгий, Улангом, Мурен и т.п.) По такой глупой причине можно встрять посреди Монголии с кучей денег и полной неплатёжеспособностью.
4. Про навигацию.
Всякие навителы в Монголии бесполезны, лучше всего иметь ОЗИк с генштабовскими картами и спутниковыми снимками. Хорошо помогает атлас монгольских автодорог и распечатанные генштабовские 5километровки.
И важный момент! Процентов 90% указанных на генштабе источников воды(худук) не функционируют, скважины давно заброшены. Рассчитывать на них нельзя.
5. Про пыль. Всю свою технику при езде надо защищать от пыли. Пыль способна пролезть и сквозь застёжку-молнию, так что для особых случаев берите пакеты. Причём даже если едете в одну машину, при попутном свежем ветре будете ехать в обгоняющем облаке своей же пыли. Абидно, да.
6. Про еду. Во всех посёлках есть магазинчики Хунсний Делгур (Продукты). В них всегда есть: доширак, тушонка/консервы, лимонад, печенье, компот, крупа, мука и конфеты. Так что затариваться едой под завязку не обязательно. Почти всю тушонку и крупы-макароны мы привезли назад. Зато нехватало еды для быстрых перекусов находу: паштетов, сыра, сырокопчёной колбасы и т.п.
Ну а про местные гуанзы-харчевни я уже писал, повторяться не буду.
7. Про местных жителей. Взяток мелким чиновникам не давайте, аборигенов водкой не поите. Будьте приветливы и не пафосны, но и не панибратски. С монголами всё как-то просто, единственная сложность - языковой барьер, других проблем нет.

Просьба:
1. Земляки, не мусорите и не оставляйте следов на этой пока ещё дикой и чистой земле! Всю рыбу не поймаешь, все горы не облазишь, а вот свой мусор можно убрать ВЕСЬ. И будет нам там хо-ро-шо.

АРТЕМУ РЕСПЕКТ!!!!!!!

Полезная информация
http://offroad.borzya.ru/forum/viewt...5&p=4192#p4192
Статьи и т.д. в помощь тому кто решил покорять бездорожье
Максимальный угол крена внедорожника и как его увеличить
Обязательные условия
Радиостанция СИ-БИ с ам/фм и разрешение
Визы в Монголию
Лодки, эхолоты, удочки и спининги
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Эридан; 08.05.2012 в 21:26.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:19   #5
Владимир68
Старожил
 
Аватар для Владимир68
 
Регистрация: 24.01.2009
Адрес: Москва
Возраст: 48
Сообщений: 2,794
По умолчанию

Самбайну - здравстуйте.
Тантай уулзсандаа баяртай байна - рад Вас видеть.

Баярлах - спасибо.
Танд их баярлалаа - большое Вам спасибо.
Амгтай - вкусно.
Та намайг уучилна уу - Вы меня извините, пожалуйста.
Сайхан зам - хорошая дорога.
Зам дээр шавхайтай байна - на дороге грязь.
Урт зам - длинная дорога.
Зам, чиглэлийг зааж орох - указывать дорогу, направление.
Хаана зам - где дорога?
Замаасааа булах - свернуть с дороги.
Зуун тийш эргэх - повернуть, свернуть налево.
Баруун тийш явах - пойти, поехать направо.
Зов зам - правильное направление.
Замын дагуу монгууд байна - вдоль дороги стоят столбы.
Намгийг тойрон гарах - обойти болото.
Омно гол, ой, нуур байна - впереди река, лес, озеро.
Зов, яг урэр хаяг - точный адрес.
Хот, гол, уулын нэр - название города, реки, горы.
Сайхан газар - красивая местность.
Жуулчдын бааз - туристическая база.
Жуулчдын баазаз амрах - отдыхать на туристической базе.
Эртний шилтгээн - древний замок.
Хуучин уайз - старая крепость.
Хэрэм - крепость, крепостная стена.
Цав - щель, трещина.
Хийд - монастырь.
Агуй яаж явж хурдгиййг, хэлж огно уу? Скажите, пожалуйста, как проехать к пещере?
Цэиэр ур - чистая вода.
Худгийн ус - вода из колодца.
Ус уух - выпить воды

Айл - временное кочевое стойбище.
Хоомох хэрэгтэй - надо пообедать.
Хунс худалдан авах - купить продукты.
Талх, суу, мах, бяслаг худалдан авах - купить хлеба, молока, мяса, сыра.
Шинэ мах - свежее мясо.
Унэтэй вэ - сколько стоит?
Унэтэй - дорого.
Унэтэй хогшин - вещь стоит дорого.

Би барагтайхан байна, би му байна - мне не хорошо.
Эм - лекарство.
Гай дайрах - случилась беда.
Хомоолтэй шавьж - вредное насекомое.
До свидания - баяртэ
Спасибо - баярла
Да - тиим
Нет - укы, угуй
Пожалуйста - учларе
Я - би
Ты - чи
Время - цак
Иду - явна
Русский - орос, орсо, арс
Дорога - дзам
Где? - хан
Куда? - хаша
Есть, существует - байн
Человек - хун
Дом - башин
Гостиница - буудал
Город - хот
Большой - том
Маленький - чичик
Цена - ун
Холодно - хуйтэн
Жарко - халуун
Хорошо - сайн
Плохо - му
Очень - маш
Это - ин
Есть - идх
Пить - ух
Ехать - яух
Спать - унтх
Хотеть - хусх
Дорого - унтэ
Подожди - хутэ
Хлеб - татх
Мясо - мах
Вода - ос
Деньги - тэньге
Я хочу спать (здесь) - би (инт) унтмаар байна
Я хочу пить - би ухмаар байна
Сколько это стоит? - ин ямар ун теве
Что это? - иньювэ
Я не понимаю - би ойлгохгуй байна
Я не знаю - би митх гуи
Денег нет - м'унго б'айхкью

Хорошая дорога - Сайхан зам
на дороге грязь - Заам дээр шавхайтай байна
Длинная дорога - Урт зам
Где дорога? - Зам хаан байна вэ? (очень важный вопросс, с учетом частого бездорожья на монгольских просторах)
Свернуть с дороги - Замаасаа буцах (сворачивать не рекомендуется с учетом той же специфики)
Повернуть, свернуть налево - зуун тийш эргэх
Пойти, поехать направо - баруун тийш явах
правильное направление - зов зам (вслед за зовом у монголов идти правильно))
Вдоль догори стоят столбы - замын дагуу шонгууд байна
точный адресс - зов, яг унэн хаяг (Это редкость в монголии,таккак большинство домов и юрт пронумерованы в хаотичном порядке, таксист точнее пойме вас если вы назовете место "после пямятника третий дом на право))")
Туристическая база - жуулчдын бааз

Выпить воды - Ус уух
Надо пообедать - хооллох хэрэгтэй
купить продукты - Хунс худалдан авах
Свежее мясо - шинэ мах
Сколько стоит? - Ямар унэтэй вэ?
Дорого - унэтэй
вещь стоит дорого - унэтэй зуйл

Гора - УУл
древний замок - Эртний шилтгээн
Крепость, крепостная стена - Хэрэм
Монастырь - Хийд
Озеро - нуур
Река - гол
Хребет - Нуруу
Чистая вода - цэвэр ус
трещина - цав.
__________________
Rexton W 2.7 XDi АКПП
------
был Kyron 2.3

Последний раз редактировалось Эридан; 10.03.2012 в 11:53.
Владимир68 вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:20   #6
ZLA
Старожил
Член Клуба
 
Аватар для ZLA
 
Регистрация: 29.07.2008
Адрес: Новосибирск
Возраст: 51
Сообщений: 3,230
Отправить сообщение для ZLA с помощью ICQ Отправить сообщение для ZLA с помощью Skype™
По умолчанию

Эридан, прям так нельзя. Надо подготовить почву .
Завести рассказ про красоты Моголии, Предложить маршрут.
А так сразу отрезал половину, кто на базах любит останавливаться.
Давай поподробнее про маршрут.
__________________
Лев к.153
AS2,Q20L41 Белоснежка 03.11.12-
AS,P20A21,Red 08-12
ZLA вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:28   #7
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от ZLA Посмотреть сообщение
Завести рассказ про красоты Моголии, Предложить маршрут.
Все будет, весной тема Монголии была еще актуальна, в памяти свежо, ТАМ. Оставил доп. странички, все будет,
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Эридан; 12.03.2012 в 11:48.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:32   #8
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владимир68 Посмотреть сообщение
Это имеется ввиду 10 озёр ?
Почти..но другие
Это озера МОНГОЛИИ
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15

Последний раз редактировалось Эридан; 13.10.2011 в 21:10.
Эридан вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:34   #9
Владимир68
Старожил
 
Аватар для Владимир68
 
Регистрация: 24.01.2009
Адрес: Москва
Возраст: 48
Сообщений: 2,794
По умолчанию

ок.

т.е ты на другие маршруты уже не поедешь ?
__________________
Rexton W 2.7 XDi АКПП
------
был Kyron 2.3
Владимир68 вне форума  
Старый 12.10.2011, 19:42   #10
Эридан
Старожил
 
Аватар для Эридан
 
Регистрация: 04.12.2010
Адрес: г. Омск
Возраст: 54
Сообщений: 4,166
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владимир68 Посмотреть сообщение
ок.

т.е ты на другие маршруты уже не поедешь ?
Заранее была договоренность с правлением клуба, тема целенаправленная, все в обсуждении.
__________________
Actyon Sports 10г. АКПП Байкал 11, Алтай,МОНГОЛИЯ 12 МОНГОЛИЯ 13 США 14 ПАМИР 14 ЭЛЬБРУС 15
Эридан вне форума  
Закрытая тема

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ближайшие планы Клуба в СПБ. usatik Встречи Клуба 401 14.01.2013 02:48
Магадан-2012. Планы. Обсуждения. STork Наши автопутешествия 329 23.05.2012 00:55
Ближайшие планы в СПБ. ОПРОС. usatik Встречи Клуба 29 21.09.2010 17:05
Планы на лето Рыболов 4x4 2 13.02.2009 11:28


Часовой пояс GMT +4, время: 15:44.


Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
vB.Sponsors
Ad Management plugin by RedTyger